09.02.2005  Россия экономит на радиационной безопасности

   Пока обеспечение безопасности ядерных объектов находится исключительно в ведении их руководства, говорить о реальной ядерной и радиационной безопасности в стране не приходится. Российское правительство утвердило план мероприятий первого этапа реализации основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ до 2010 г. и на дальнейшую перспективу. В частности, соответствующие ведомства должны подготовить пакет законопроектов, предложений и изменений в существующие законодательные акты, позволяющих повысить ядерную безопасность РФ. Также план предусматривает подготовку предложений по определению перечня основных угроз ядерно- и радиационноопасным объектам и разработку предложений по концепции и проекту федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2007-2010 гг. Эта программа должна прийти на смену аналогичной, ныне действующей программе, которую, по мнению экспертов, удалось реализовать не более чем на 10-20%. Новую программу, которую поручено разрабатывать специалистам Агентства по атомной энергии, может постигнуть та же участь. И дело не в том, что в документе не найдут своего отражения необходимые меры, призванные обеспечить радиационную безопасность военных и гражданских объектов страны. Реальное финансирование неплохо написанного документа оказывается из года в год в несколько раз меньше, чем это изначально предполагалось бюджетом программы. По данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в январе 2005 г. на ядерных и радиационных объектах происшествий, приведших к снижению уровня ядерной и радиационной безопасности, не было. Однако, только по официальным данным, несколько мелких «неприятностей» все-таки произошло. «При эксплуатации атомных электростанций зафиксированы четыре происшествия, подлежащие расследованию в соответствии с требованиями «Положения о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций», – сказал RBC daily специалист Ростехнадзора. – В начале января (02.01) был отключен от сети энергоблок № 3 Калининской АЭС и остановлен срабатыванием системы безопасности из-за понижения уровня в парогенераторе. На энергоблоке № 3 Ленинградской АЭС 11 числа остановлен турбогенератор ТГ-5 из-за повышения температуры в системе его газоохлаждения. Опять же на энергоблоке № 3 Калининской АЭС, но уже 12 января турбогенератор ТГ-3 разгружен и остановлен из-за снижения вакуума и повышения температуры пара на выхлопе цилиндра низкого давления (ЦНД). И, наконец, 28 числа на энергоблоке № 1 Ростовской АЭС произошло снижение нагрузки из-за уменьшения расхода охлаждающей воды через конденсаторы основной турбины из-за неблагоприятных погодных условий». По словам представителей общественных организаций, «мелкие» неприятности на отечественных станциях случаются регулярно. «Руководство «Росэнергоатома» считает, что по комплексному показателю, характеризующему надежность и безопасность работы АЭС, Россия входит в тройку стран с наилучшими показателями вместе с Германией и Японией, – сказал координатор энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров. – Однако остановки реакторов в аварийном режиме стали в нашей стране уже регулярными. На одной из лучших станций России – Волгодонской, находящейся в Ростовской области, только в течение девяти месяцев реактор останавливался в аварийном режиме дважды. Похожая ситуация складывается и на одной из старейших станций России – Ленинградской АЭС. Кстати, после регулярных остановок реактора случилась одна из крупнейшей аварий в другой стране, обладающей «наиболее безопасной атомной энергетикой, – в Японии. В августе на АЭС Михама произошла авария, в результате которой погибли люди». По словам Владимира Чупрова, одна из основных причин последней аварии на АЭС Михама – это возраст реактора (аварийный, блок был введен в эксплуатацию в 1976 г.). «В России же подходят к критическому рубежу выработки проектного ресурса почти 70% действующих атомных реакторов. Несмотря на то что периодически на станциях проводится диагностика всех систем, ремонт и замена отдельных частей, проблемы устаревшего оборудования эти мероприятия полностью не снимают. Можно считать просто чудом то, что на российских станциях до сих пор не случилось серьезных аварий», – говорит эксперт. В то же время, по словам специалистов, сегодня не меньшее беспокойство должен вызывать уровень безопасности на хранилищах радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Понятно, что последствия снижения этого уровня менее ощутимы, чем серьезная авария на АЭС. Однако в течение многих лет они планомерно заражают окружающую среду радиацией. Причем серьезное беспокойство этим уже выражают не только представители общественных организаций. «Особенно тревожит то, что нет порядка в обращении с радиоактивными отходами и ядерными материалами, – заявил в одном из последних своих выступлений генеральный прокурор России Владимир Устинов. – Например, в Мурманской области комплексы по хранению отработанного ядерного топлива построены в 60-е годы прошлого века. Они слабо «держат», морально и физически устарели». А по данным доклада Счетной палаты России о проверке выполнения федеральной целевой программы «Обращение с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами», ситуация с хранением отходов определяется как кризисная. «На сегодняшний день в России накоплено более 17 тыс. метрических тонн радиоактивных отходов, – говорит Владимир Чупров. – Находятся отходы и ОЯТ во временных пристанционных хранилищах. Причем наряду с российскими отходами мы «заботимся» еще и об иностранном радиоактивном мусоре. На хранилище в Красноярске, рассчитанном на 6 тыс. т, 3 тыс. занимают отходы из Украины и Болгарии. Причем хранятся они подчас в условиях, не отвечающих никаким требованиям безопасности». Например, одна из самых сложных ситуаций наблюдается на Ленинградской АЭС. «Здание хранилища, построенное более 20 лет назад, заполненное уже на 100%, не отвечает никаким требованиям безопасности, – говорит Владимир Чупров. – Трещины имеются во всех помещениях здания (в том числе и в крыше), некоторые из них сквозные. Осадки попадают в бассейны с отходами. Нарушена целостность металлической обшивки поверхности бассейнов. Система сбора протечек работает неэффективно, и радиоактивная вода сквозь негерметичные стены попадает в почву». Сбрасывая низко- и среднеактивные отходы в окружающую среду, руководство просто экономит площади, которые уже на грани переполнения, утверждают «зеленые». «В 2003 г. было остановлено предприятие «Маяк» из-за регулярных сбросов в открытые водоемы радиоактивных отходов, – говорит Владимир Чупров. – Однако сегодня оно благополучно продолжает сбрасывать все это в речку Теча и озеро Карачай. Тем же благополучно занимается и горно-химический комбинат в Железногорске». Причем весь этот беспредел происходит на фоне реализации федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 гг., главными приоритетами которой обозначены обеспечение безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, а также их утилизация и захоронение. По мнению специалистов, главная причина невыполнения этой программы в том, что на ее финансирование запланированных средств практически не выделяется. «По плану средства для обеспечения безопасности работы атомного комплекса должны выделятся в размере 1 млрд руб. в год, однако пока эти суммы еле дотягивают до 140 млн руб., – сказал специалист Агентства по атомной энергии Николай Шингарев. – Да и идут они в основном на обеспечение хранения отходов военного комплекса, оставшихся еще с советских времен. Обеспечение безопасности гражданских атомных объектов лежит на плечах их руководителей. АЭС неплохо зарабатывают, поэтому на 100% обеспечение безопасности идет за их счет». Многие специалисты полагают, что одна из причин невысокого уровня безопасности объектов атомной энергетики кроется как раз в том, что основная забота лежит на руководстве станций, которое экономит там, где это только возможно. «Пока финансирование систем безопасности объектов атомного комплекса находится исключительно в руках их руководителей, говорить о должной ядерной и радиационной безопасности в России нельзя, – сказал сопредседатель движения «Экозащита» Владимир Сливак. – Финансирование должно идти централизованно, под конкретные цели, а контроль за эффективностью их использования вестись не только со стороны ведомства, распределяющего средства, но и со стороны общественных организаций, на что пока категорически не идет Агентство по атомной энергии. Иначе новая программа останется, как и ее предшественницы, преимущественно декларационной».