05.11.2004 Строительство трубопровода «Транснефти» угрожает природе НАО Презентация первого этапа проекта строительства нефтепроводной системы Западная Сибирь – побережье Баренцева моря, на которой компания «Транснефть» представила администрации Ненецкого округа основные цифры и параметры будущего трубопровода, вызвала в обществе неоднозначную реакцию. Как сообщают наши коллеги из газеты «Известия НАО», наибольшее беспокойство вызывает экологический аспект дела. По данным экологов, ущерб, нанесенный природе в результате неправильной эксплуатации нефтепроводов, измеряется миллиардами долларов. По словам руководителя проекта Владимира КУЛАГТНА строительство объекта будет проходить с соблюдением всех экологических норм и правил. «Мы выполним все требования и пожелания органов власти на местах, оленеводов, коренных жителей, чтобы оказать минимальное воздействие на экологию, сельхозугодья и всю инфраструктуру округа, – заявил Кулагин окружным СМИ. – Наши решения будут согласованы с природоохранными и заинтересованными организациями региона». Другой реакции от руководства «Транснефти» ожидать было трудно. Между тем, факты показывают, что не все так просто. Даже при строительстве и нормальной эксплуатации трубопровода, северной природе наносится значительный ущерб, что уж говорить об авариях на нефтепроводах, которые для России являются обычным явлением… Хотя, по данным экологической организации «Беллона», во всем мире трубопроводы как способ транспортировки нефти считается наиболее безопасным и экономичным, однако все больше фактов свидетельствуют о том, что безопасности на нефтепроводах России уделяется слишком мало внимания. 14 июля 2003 года авария произошла на нефтепроводе в Саратове. Причина банальная – нефтепровод повредил бульдозер. В результате на поверхность земли вылилось 7,2 кубометра нефти. Площадь загрязнения составила около 0,6 га. 9 июля в 30 км от Грозного произошел выброс около 60 т нефти. По предварительной информации, причина прорыва нефтепровода — износ металла. На этот раз площадь загрязнения в 7 га захватила 15 жилых домов с приусадебными участками. Особенно тяжелая ситуация складывается с промысловыми нефтепроводами, которые быстро ржавеют и выходят из строя. Срок службы таких нефтепроводов – 4-5 лет, потому и строят их кое-как. Несколько лучше обстоит дело с нефтепроводами магистральными. Но все же число аварий растет и на них. Как правило, строители стремятся сэкономить и не используют современные технологии. Разрабатываются такие технологии в основном на Западе, потому использование их для прокладки наиболее ответственных участков обходится российским компаниям в копеечку. Вот и приходится экономить на всем остальном. Аварии на нефтепроводах – не новость и для НАО. 17 августа 2002 года в районе Харьягинского месторождения произошла авария – лопнула труба нефтепровода, принадлежащего компании «ЛУКОЙЛ-Север», в результате чего разлилась нефть. Объем разлитой нефти составил около 7,2 кубометра. Часть нефти попала в ручей, который впадает в реку Колву. В июле 2003 года из-за разгерметизации трубопровода в месте муфтового соединения авария произошла на трубопроводе Мусюршор-Сандивей, принадлежащем ООО «Северное сияние». В реки Сандивей и Колва попало порядка 150 кубических метров нефтепродуктов. На протяжении более 70 километров практически вся поверхность воды и кромка берега были покрыты нефтяной пленкой. Сумма ущерба составила 19 млн. 960 тыс. рублей. Авария произошла из-за несоблюдения компанией «Северное сияние» техники безопасности при эксплуатации нефтепровода, а также из-за отсутствия должного контроля над его техническим состоянием. Кроме того, руководство «Северного сияния» не приняло мер по локализации, сбору и утилизации нефти, разлитой в окружающую среду, а также не оповестило в установленном порядке органы госконтроля о произошедшей аварии. Как сложится строительство трубопровода «Транснефти», прогнозировать сложно, однако оснований для спокойствия нет. Строить его будут в России, российские разработчики и российские строители, а это означает, что экономить будут на всем. |