01.11.2004  Нелегальный хлам Подмосковья, или откуда в лесу остовы сгоревших милицейских машин

   Министерство экологии и природопользования Московской области полностью игнорирует проблему, которая буквально лежит на поверхности. Подмосковье завалено мусором, но чиновники из Министерства как будто ничего не замечают. Для них существует только тот мусор, который находится на легальных свалках. Тот, что лежит вдоль шоссе, на окраинах городов и в лесу, приравнивается к бумажкам на тротуаре, а это уже проблема невоспитанных граждан, администрации района, адмтехнадзора, Greenpeace - кого угодно, только не Минэкологии. В итоге к решению проблемы подмосковных свалок подключилась такая непрофильная, казалось бы, организация, как ГИБДД...
   Министерство экологии и природопользования Московской области полностью игнорирует проблему, которая буквально лежит на поверхности. Подмосковье завалено мусором, но чиновники из Министерства как будто ничего не замечают. Для них существует только тот мусор, который находится на легальных свалках. Тот, что лежит вдоль шоссе, на окраинах городов и в лесу, приравнивается к бумажкам на тротуаре, а это уже проблема невоспитанных граждан, администрации района, адмтехнадзора, Greenpeace - кого угодно, только не Минэкологии. В итоге к решению проблемы подмосковных свалок подключилась такая непрофильная, казалось бы, организация, как ГИБДД...
   Возьми полномочия и передай другому
   "Как мы решаем проблему несанкционированных свалок? Надеваем рукавицы и убираем. А если серьезно, то это не наша компетенция, - сказали NewsInfo в Министерстве экологии и природопользования Московской области. - Мы контролируем только полигоны ТБО (твердо-бытовых отходов). Да и то у нас хотят эту функцию отобрать. Возможно, уже со следующего года полигонами будут заниматься только на федеральном уровне, а с администрации регионов эту обязанность снимут".
   В Минэкологии Московской области не считают, что проблема мусора вдоль шоссейных дорог, на окраинах городов и в лесу это проблема экологии: "Это проблема административного контроля. Есть главы районов, есть мэры городов, которые должны содержать в чистоте вверенную им территорию..."
   Мэры городов и главы районов в свою очередь валят все на административно-техническую инспекцию (АТИ) - "Это вот они должны смотреть!" При этом забывают, что АТИ в Подмосковье существует только с июля 2003 года, когда в области вступил в силу закон "О государственном административно-техническом надзоре". Кто же занимался проблемой подмосковного мусора до сих пор? Никто?
   " Зачастую мэры городов Подмосковья просто не умеют содержать территорию в чистоте "
   "Я бы сказал, что основная забота по очистке территории от мусора ложится все-таки на плечи глав муниципальных образований, я имею в виду всю их администрацию, - говорит Главный государственный административно-технический инспектор Московской области Николай Пищев . - А в наши обязанности привлекать администрацию к ответственности, если мы видим какие-то нарушения. А нарушения мы видим, и много. Суммы штрафов исчисляются ни одним миллионом. И действует! Но зачастую мэры просто не знают, что значит "содержать город в чистоте", как это нужно делать. Тогда для них администрация Московской области проводит занятия, обучает, готовит. Практически все города стали чище. Любой город берите. По сравнению с тем, что было год-полтора назад, стало лучше. В городах Раменское, в Мытищах, в Ногинске и городе Щелкове это особенно заметно. Можно съездить и посмотреть - начиная от центра, конечно. Все сразу привести в порядок невозможно, но дойдем и до окраин городов, а дальше дойдем до лесов, в глубину туда, до озер дойдем, до пляжей. Чистота и порядок будут".
   Глупость, лень и большие деньги
   "Отдельный разговор по дачным кооперативам, которых насчитывается на территории Московской области около 11 тысяч. В большинстве случаев там вообще не налажен вывоз мусора. Каждый дачник в поселке решает эту проблему сам, как может, - продолжает Николай Пищев, - Из этих 11 тысяч поселков заключили договоры на вывоз твердых бытовых отходов около 40-50%. Далеко не каждый руководитель дачного поселения с удовольствием идет нам навстречу, потому что вывоз мусора стоит денег. На следующий год мы планируем обязать все дачные, садовые товарищества заключить договоры на вывоз отходов".
   Летом сотрудники АТИ даже дежурили у лесных свалок и за руку ловили появлявшихся там дачников. Спрашивали: "Почему мусор здесь выбрасываете?" Те отвечали: "Потому что у нас в поселке мусор никто не вывозит". Тогда поселковая администрация получала нагоняй от АТИ. По словам Пищева, меры, принятые АТИ в течение этого летнего сезона, сократили количество бытового мусора в неположенных местах более чем на 50%.
   Однако последняя выборочная проверка, проведенная активистами организации Greenpeace в России, свидетельствует о другом. В начале осени этого года вдоль Ленинградского и Дмитровского шоссе Московской области было обнаружено около 70 несанкционированных свалок мусора, причем речь идет только о тех, чьи объемы превышали 5 кубометров. Примечательно, что на одном из отрезков дороги, длиной, приблизительно, в 8 километров, кучи мусора встречались через каждые 150-200 метров. В большинстве случаев свалки встречались на каждом километре пути.
   "Такое ощущение, что вся Московская область мусором завалена, - говорит координатор волонтерских проектов Greenpeace в России Дмитрий Кузнецов, - Трассы и что-то около трасс, там, конечно, много всяких мусорных куч, но когда выезжаешь на дороги второстепенного значения, то понимаешь, где настоящая проблема".
   "Я знаю, что люди из АТИ реально работают, - говорит координатор токсической кампании Greenpeace в России Алексей Киселев, - У нас даже есть письма из АТИ о том, какие они меры принимают по нашим заявлениям. Наверно, они что-то делают. Но ощутимых результатов не видно пока".
   По мнению Greenpeace АТИ слишком мелко копает и упускает из виду многие вещи. В России есть такое понятие как "норма накопления отходов". Это количество мусора в килограммах в месяц. Председатель садоводческого товарищества знает, сколько у него бывает в среднем людей в сезон. Исходя из этой цифры, помноженной на норму накопления, определяется необходимое количество контейнеров. Но администрация поселков предпочитает ставить контейнеров вдвое меньше, чем положено. Соответственно платит за вывоз мусора вдвое меньше денег, а разницу кладет к себе в карман. Это происходит в большинстве крупных садовых товариществ. Контейнеры очень быстро переполняются, а мусор выкидывать все равно надо. Вот люди и везут в лес.
   Также бывают случаи, когда делу мешает только "глупость или природная лень поселковой администрации". Огромное садоводческое товарищество заключает договор на вывоз, привозится энное количество больших контейнеров, которые ставятся все в одном месте у выезда из этого товарищества. "Чтобы человек понес, ему нужно создать условия. Контейнер должен быть не за километр, а хотя бы метров за 150, - уверен Алексей Киселев, - Места сбора мусора должны быть распределены равномерно по всему товариществу. А раз в неделю мусоровоз будет объезжать эту территорию по определенному маршруту и все собирать. Неужели так сложно наладить этот процесс? Просто никто не хочет этим заниматься. А АТИ, как правило, интересуется только наличием договора на вывоз мусора, детально во все это не вникает. Но если людям не создавать условия, то будут продолжать носить в лес или выбрасывать около дороги".
   Мусор и мусора, или откуда в лесу остовы сгоревших милицейских машин
   Но не надо думать, что дачники и деревенские жители Подмосковья это главное зло. Большая часть отходов это строительный мусор, который везут из Москвы.
   "Я подозреваю, что значительное количество мусора находит свое место в подмосковном лесу, - говорит Алексей Киселев. - Происходит это от желания больших денег. Причем большие деньги может желать не руководство фирмы, занимающейся вывозом мусора, а нечистоплотный водитель мусоровоза. Либо существует некий сговор".
   По словам представителей Greenpeace, вся схема выглядит следующим образом. Чтобы захоронить мусоровоз, то есть разгрузить его на свалке, необходимо иметь специальный талон. Талон стоит денег. Захоронить тонну на подмосковном полигоне стоит порядка 100-120 рублей. Что можно сделать водителю, который хочет заработать? Взять мусоровоз, договориться с председателем жилищно-строительного кооператива, взять с него деньги за вывоз - 1500 рублей за тонну - и все эти деньги положить себе в карман. За талоны не платить, вообще ни за что не платить, поехать по знакомой дороге к какому-нибудь карьеру или яме и свалить все туда. Не так давно была история с мусорным полигоном "Левобережный". Срок его лицензии к тому моменту истек. Это значит, что полигон переполнен, но мусоровозы все равно продолжали ездить. Существуют и более сложные схемы, например, сговор водителей с охраной полигона, которая тоже хочет заработать. Бывает, что мусоровывозящая фирма принципиально не заключает договор с полигонами, берет со своих клиентов деньги за утилизацию, но возит мусор не на полигон, а еще куда-то.
   С начала этого года АТИ выявило 830 несанкционированных свалок. На сегодня ликвидировано порядка 775. Но остаются 45-50, которые стабильно держатся - даже если такую свалку убрать, через некоторое время она появляется вновь. Не помогают ни специальные заграждения в виде шлагбаумов, ни траншеи на сходах в глубину леса на просеке. Заграждения ломают, мусор вываливают прямо в траншею. Через какое-то время она оказывается полностью засыпанной, и проезд открыт.
   "Когда мы устраивали засады возле свалок, чтобы поймать тех, кто выбрасывает мусор в лесу, то нам попадались не только дачники, но и водители грузовых машин, принадлежащих организациям, которые осуществляют строительство в Москве и Московской области", - говорит Главный государственный административно-технический инспектор Московской области Николай Пищев. - Мусоровозы, которые находится в штате мусоровывозящей организации муниципального унитарного предприятия, нам попадались довольно редко. Они, как правило, на талонах не экономят и возят мусор на полигоны ТБО. Чаще всего нам попадались машины строительных организаций, которые везли мусор, образовавшийся от сноса какого-то старого здания".
   Над этой проблемой АТИ работает в тесном взаимодействии с органами правопорядка - прежде всего с ГИБДД, которая помогает инспекторам административно-технического надзора задерживать такие машины. АТИ это мирная организация, а водители мусоровозов очень часто оказывают сопротивление, дело доходит до рукоприкладства. Иногда поджигают машину инспектора. Чтобы защитить инспекторов, и нужны вооруженные сотрудники ГИБДД со всеми своими полномочиями, могущие в случае чего применить силу.
   "Наши инспектора никогда по одному не дежурят - всегда по два, и стараемся это делать вместе с милицией, - говорит Николай Пищев. - Прежде всего, так легче составить протокол, когда со стороны инспектора есть свидетель. А то случается, что нарушителей двое или больше. Если инспектор один, могут сказать, что взятку просил, напишут заявление. Кроме того, больше вероятность, что попытаются сопротивление оказать. Есть случаи и более жесткие. Например, преследования наших инспекторов, угрозы всякие по телефону".
   "Левые мусоровозы, это достаточно большие деньги. Там все гладко не может происходить в принципе. Я просто знаю ряд полигонов, которые сами, силами своей службы безопасности, начали бороться с такими ночными визитами. Создаются достаточно серьезные мобильные группы. Набирают туда весьма крепких людей с подходящим опытом, - говорит координатор токсической кампании Greenpeace в России Алексей Киселев. - И даже у этих мобильных групп не всегда получается. Посмотрите, сколько в наших подмосковных лесах остовов автомибилей, в том числе милицейских, и вы поймете, что тут еще работать и работать".