28.10.2004  Премьер-министр России попытался обмануть финских лесных специалистов

   Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Фрадков, выступая в Хельсинки на так называемом "втором российско-финляндском саммите", попытался обмануть участвующих в этой встрече финских лесных специалистов. Как заявил Фрадков, ключевым документом российской государственной политики в области лесопользования является Лесной кодекс, который сейчас "проходит публичное обсуждение". Это его заявление (насчет того, что Лесной кодекс проходит публичное обсуждение) никак не соответствует действительности. Правительство делает все возможное для того, чтобы лишить российское общество каких-либо возможностей обсуждения проекта Лесного кодекса и "протащить" этот довольно бездарный документ через все бюрократические процедуры в кратчайшие сроки.
   Общественное обсуждение последних версий проекта невозможно хотя бы потому, что эти версии для общественности абсолютно недоступны и держатся правительством Российской Федерации в строжайшей тайне. Лишь благодаря частной инициативе отдельных сотрудников правительства некоторые версии проекта Лесного кодекса становятся время от времени доступными для общественных организаций (одна из таких версий была издана Гринпис в печатном виде и разослана по большинству лесхозов Российской Федерации - и это, практически, единственный источник информации для руководителей лесхозов о готовящемся проекте).
   В частности, необходимо отметить, что: ни одна из версий проекта Кодекса не была опубликована в печатных средствах массовой информации; таким образом, лесные специалисты, лишенные доступа к электронным источникам информации, оказались полностью отрезанными от процесса разработки Лесного кодекса (а таких специалистов в России - подавляющее большинство); на официальном сайте разработчиков проекта Лесного кодекса - Министерства экономического развития и торговли - размещена (на 26 октября 2004 г.) майская версия проекта кодекса, радикально отличающаяся от того варианта, который сейчас рассматривается правительством (причем ссылка на эту версию обновлена в сентябре 2004 г., т.е. разработчики не просто "забыли" обновить доступный для граждан проект, а намеренно дезинформируют общественность)
   правительством не предусмотрено никаких механизмов учета общественного мнения и пожеланий со стороны специалистов и общественных организаций по проекту Лесного кодекса;
   руководитель разработки, сотрудник Министерства экономического развития и торговли В.Гаврилов, ни разу не встречался с представителями общественных организаций, высказывавших свои предложения и замечания по поводу проекта.
   Впрочем, эта дезинформация может повредить лишь репутации нашего премьер-министра. Финские лесные специалисты - по крайней мере, те из них, кто хоть как-то связан с работой в России, - в большинстве своем достаточно внимательно следят за процессом разработки Лесного кодекса и прекрасно осведомлены о том, что российское правительство абсолютно игнорирует в этом деле общественное мнение и мнение специалистов-практиков.
   Многие из них понимают, что новый Кодекс представляет собой законодательную времянку и прослужит лишь несколько лет; при этом хозяйство в лесу по-прежнему будет регулироваться не столько самим Кодексом, сколько огромным количеством ведомственных инструкций (которые, по совокупному объему, превосходят сам Кодекс, примерно, в полторы тысячи раз). Тем более понимают это многие российские участники форума (во всяком случае те из них, которые еще не совсем оторвались от реальностей российской жизни).
   Так что маленький обман председателю правительства, можно считать, не удался.
   Как не удалось ему и выступление с обещанием снизить объемы экспорта необработанной древесины (РБК, 26 октября с.г.). Как именно Россия будет это делать - похоже, Фрадков и сам не знает. При этом он заявил, что "правительство пока не рассматривает вопрос повышения экспортной пошлины на необработанную древесину". Однако исключительно низкая экспортная пошлина (6,5% для основного экспортного сырья - необработанной хвойной древесины) и является главной причиной того, что в лесной отрасли России наиболее быстрыми темпами растет именно экспорт сырья. Уже сейчас на сырье приходится около 50% всего лесного экспорта - но и среди остальных видов экспортируемой лесной продукции абсолютно господствуют полуфабрикаты (целлюлоза, низкосортные пиломатериалы).
   Основные надежды на развитие эффективной переработки древесины внутри России Фрадков связывает с принятием нового Лесного кодекса и проведением лесной реформы. На самом же деле, эта лесная реформа будеть только способствовать росту экспорта круглого леса и препятствовать развитию переработки внутри страны.