28.10.2004  Экология Москвы с человеческим лицом

   Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Леонид Бочин рассказал журналистам о том, что делается для того, чтобы улучишь экологическую обстановку в городе, и какие трудности возникают на этом пути. Помимо задач, которые должны решаться на высшем уровне, например, снос «самовольных построек» в Серебряном Бору, есть и те, которые под силу практически любому жителю города. Мало того, по словам министра, вовлечение граждан в заботу об экологии родного города – важная задача, а просветительская функция в данном случае возлагается и на СМИ…
   Экология города складывается из разных аспектов: это и качество бензина, и сохранение зеленых насаждений, и реабилитация рек, и контроль над выбросами вредных веществ в атмосферу, оздоровление почвы, а также многое другое. Объем расходов, которые направляются на охрану окружающий среды, в прошлом году составил 7, 1 млрд. рублей, что равняется 2 % от общих расходов бюджета города Москвы. В 2004 году эта сумма увеличена на 0, 4 млрд. рублей. Кроме того, имеется благотворительный фонд, средства которого идут на конкретные задачи. Например, на очищение прудов города. Правда, в этом плане Москва отстает от других городов мира, где такие экологические фонды «на общественных началах» более популярны, но главное, что начало уже положено.
   Один из главных экологических бичей Москвы – это автомобили, количество которых стремительно приближается к 3 миллионам. Ежегодный прирост автопарка составляет 250 000 автомобилей в год. Такое количество машин, причем зачастую не соответствующих экологическим стандартам, в купе с некачественным бензином, войну с которым, несмотря на все сложности, объявил Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, приводит к тому, что 87 % загрязнения воздуха обеспечивают автомобили. С июня этого года штрафы за реализацию экологического некачественного топлива стали применяться с июня этого года. Сумма такого штрафа 200 000 рублей.
   Внедрение газификации в качестве альтернативы традиционному топливу, по словам министра, идет пока плохо. Также проблему представляет внедрение более серьезных штрафов за нарушение правил парковки, когда машины попросту ставятся прямо на газоны. Сумма такого штрафа составляет 50 рублей. Для сравнения парковка в центре стоит 70 рублей час. Несмотря на то, что еще два с половиной года тому назад Департамент пытался внести поправку в законодательство, с учетом того, что данная поправка будет касаться только тех городов, где больше 3 миллионов жителей, дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Вообще штрафы за экологические правонарушения, сумма которых в 2003 году достигла 45, 1 млн. рублей, расходуются на реализацию городских программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения.
   В связи с приближающимся зимним сезоном была затронута тема о замене соли на химические препараты со специальными неагрессивными ингибиторами для борьбы с обледенением. Мониторинг показал, что внедрение этих препаратов позволило на треть сократить засоление почв, что привело к тому, что деревья теперь находятся в удовлетворительном состоянии.
   Каждый житель города может начать вносить свой вклад в улучшение экологической ситуации. Это и раздельный сбор мусора, практикуемый в некоторых районах, пусть и на тестовой основе (как оказалось, москвичи сознательно подошли к экспериментам такого рода), и внимание к топливу, которым заправляется личный автомобиль, и состоянию его двигателя, а также к парковке. В конце концов, вспомнилось и эпохальное – «посадить дерево». В любом случае, отравляя город, жители отравляют сами себя. И именно менталитет людей, поставленный на экологические рельсы, должен играть не последнюю роль в создании благоприятной среды проживания.