11.10.2004  Стоит ли по-прежнему «тянуть резину»...если мы уже можем ее перерабатывать?

   Еще совсем недавно одним из наиболее ярких символов нашей бесхозяйственности, неопрятности и варварского отношения к среде обитания были разбросанные повсюду старые шины. Похоже, у нас появилась надежда на то, что уже в ближайшее время ситуация может измениться в лучшую сторону. На наших глазах в России зарождается новый бизнес — переработка отслуживших свое автопокрышек.
   По мнению многих экспертов и предпринимателей, в российских условиях переработка шин имеет высокую рентабельность и неплохие перспективы, но основной преградой на пути к еще более успешному развитию этого бизнеса в стране остаются сложности со сбором сырья. Продукт же переработки автомобильных шин — резиновая крошка — все шире используется в качестве сырья в резинотехнической промышленности, для производства спортивных, кровельных и напольных покрытий, асфальта, при производстве ряда строительных изделий.
   Сегодня в стране резиновую крошку из отработанных автомобильных покрышек выпускают уже около 30 предприятий, в том числе такие крупные, как Волжский регенератно-шиноремонтный завод (Волгоградская обл.), Чеховский регенератный завод (Московская обл.), «Тамплиер-Центр» (Москва), «КамЭкоТех» (Нижнекамск). К лету 2004 г. одно из дочерних предприятий компании «ЮКОС» — ЗАО «Новитрек» (г. Новокуйбышевск, Самарская обл.) — планирует ввести в строй немецкую линию по переработке автомобильных шин мощностью 5–6 тыс. т в год. По предварительным оценкам, проект стоимостью в 1,7 млн евро должен окупиться через два-три года. Почти одновременно в Москве, на территории Механического завода № 149, производство резиновой крошки мощностью около 12 тыс. т в год собирается открыть ГУП «Промотходы». В ближайшие годы и ассоциированная с «АвтоВАЗом» компания «АвтоВАЗтранс» (Тольятти) предполагает выделить 4,5 млн долл. на создание технологической линии по переработке автопокрышек на территории одного из своих структурных подразделений — завода по переработке бытовых отходов. Уже упоминавшаяся компания «Тамплиер-Центр», добившаяся определенных успехов на этом рынке, в 2004 г. намерена закупить новое оборудование, что позволит увеличить ежегодный объем производства резиновой крошки с 3600 до 4800 т.
   Между тем спрос на резиновую крошку стремительно растет, так что вопрос о том, хватит ли мощностей новых производств для удовлетворения всех потребностей, остается открытым. Скажем, по мнению экспертов ассоциации «Шиноэкология», товарной крошки в стране выпускается гораздо меньше, чем уверяют действующие производители, и реальный объем ее производства в России сегодня не превышает показателей 2000 г. Данный тезис не оспаривают и в отделе сбыта Чеховского регенератного завода — один из крупнейших производителей этого сырья ежегодно поставляет на рынок всего около 800 т товарной крошки.
   Производители считают, что планировать производство этого вида продукции крайне сложно, ибо в портфелях заказов часто не учитываются изрядные потребности, периодически возникающие у заводов резинотехнических изделий, производителей кровельных материалов и другой продукции. Согласно их данным, оценить реальную потребность в этой продукции крайне сложно, поскольку рынок только развивается и подвержен значительным колебаниям, что затрудняет проведение перспективных оценок, необходимых для принятия решений о расширении производства.
   Однако в компании «Ин-траст», которая является одним из крупнейших российских производителей наливных спортивных покрытий из резиновой крошки, уверены, что спрос на это сырье будет стремительно расти. Здесь исходят из того, что заказов на покрытия из резиновой крошки в последнее время становится все больше. По оценкам представителей этой компании, только на наливные покрытия уже расходуется до 1000 т резиновой крошки в год.
   Но, как уже отмечалось, самой большой проблемой при организации переработки покрышек остается сбор сырья. Региональные власти пытаются заставить автотранспортников сдавать покрышки специализированным предприятиям и даже платить за их утилизацию, но успехи пока невелики. И сдается, пока по-настоящему не начнут действовать экономические стимулы, заметного улучшения ситуации ожидать не приходится.
   По словам Владислава Горовца, генерального директора московской компании «Эко-РТИ-Холдинг», занимающейся переработкой резиновых изделий, в соответствии с постановлением Правительства Москвы предприятия обязаны платить переработчикам по 1250 руб. за каждую тонну сданных покрышек. Увы, это постановление, как и многие другие, не выполняется. В итоге, около 70% сырья «Эко-РТИ-Холдинг» собирает за счет собственных средств, отыскивая и собирая старые автопокрышки на территориях автотранспортных предприятий, на несанкционированных свалках и в других укромных уголках. Лишь незначительную часть автопокрышек компания принимает у предприятий, причем, как нетрудно догадаться, совершенно бесплатно. Волжский регенератно-шиноремонтный завод, по неофициальным данным, даже скупает использованные автопокрышки по цене 750–1000 руб. за тонну. Самарское ГУП «Экология» принимает автопокрышки на свалку, официально выплачивая поставщикам по 30 руб. за тонну.
   Средняя рыночная цена тонны резиновой крошки составляет около 300 долл. Но ее себестоимость, с учетом расходов на сбор сырья, в итоге оказывается непомерно высокой, что сдерживает развитие такого нужного всем нам направления переработки отходов.
   Как считают эксперты, при организации переработки шин стоимость необходимого оборудования не так принципиальна, как отработка схем поставок сырья.
   Итак, как очевидно все большему числу аналитиков и участников рынка, бизнес по переработке автопокрышек имеет неплохие перспективы в России, что объясняется не в последнюю очередь и ростом внимания общества к рациональному использованию сырья и утилизации отходов. Но при разработке бизнес-планов инвесторам предстоит адекватно оценить расходы на сбор сырья. А для этого не мешало бы для начала решить, кто, кому, за что и сколько должен платить.