23.12.2004  Минприроды выходит на космическую орбиту

   В Федеральном агентстве лесного хозяйства Минприроды прошла презентация новой системы дистанционного контроля за незаконными вырубками леса. Выслеживать браконьеров предлагается с помощью спутниковой и аэрофотосъемки. В этом году в качестве эксперимента из космоса мониторили сибирские регионы. Результат превзошел все ожидания: госказна пополнилась 189 миллионами "штрафных" рублей. В девять раз больше обычного. Чиновники обещают к 2006 году охватить "спутником" все российские леса.
   - Это очень выгодно и дешево, - с энтузиазмом водит указкой по слайдовым таблицам заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства МПР Михаил Гиряев. - Затраты на обслуживание 1 гектара леса с изготовлением всей документации - меньше 200 рублей. А количество выявленных нарушений в несколько раз превосходит обнаруженных при проверке наземной службы.
   - Почему так дешево? - сомневается зал.
   - Для аэросъемки планируем привлекать собственную авиабазу. Она насчитывает около 100 бортов. Вертолеты будут вылетать только в том случае, когда из космоса поступят сигналы о нарушениях.
   Судя по объяснениям чиновников, новорожденная система, как и все гениальное, проста в исполнении. В четырех российских городах - Москве, Питере, Нижнем Новгороде и Хабаровске создаются опорные центры. Туда будет стекаться вся информация со спутников. По снимкам можно выявить количество вырубок, ведущихся на местности. А потом сравнить данные лесхозов о количестве официальных заготовителей древесины с реальной картиной. По плану на полную катушку программа заработает к 2006 году. Бюджету это обойдется в 128 миллионов рублей.
   - Перед вами космический мониторинг Усть-Илимского района Иркутской области, - продолжает водить указкой Гиряев. Зелено-коричневый слайд весь испещрен белыми оспинками. Оспинки -вырубленные деревья. - По этим точкам мы насчитали шесть браконьерских баз.
   Проштудировав крупномасштабное небесное фото, в "горячую" точку вылетает самолет и производит детальную аэрофотосъемку местности. По этому снимку уже можно классифицировать нарушения: недорубы (обычно валят самые лучшие деревья, а остальное засыхает на корню), брошенную древесину, рубку за границами лесосеки. На основании этих данных инспекторы выписывают штрафы и неустойки, либо, если браконьер не раскаивается, обращаются в суд.
   Попутно можно мониторить пожары, экологические бедствия и аварии.
   - По данным Всемирного фонда дикой природы, около 35% древесины, заготовленной в Европейской части России, и 50-70% - с Дальнего Востока и Кавказа являются нелегальными, - берет слово в поддержку космического контроля один из разработчиков. - Территория интенсивного лесопользования составляет 85 миллионов гектаров, на которых работает около 30 тысяч заготовителей. Ежегодно бюджеты теряют более 5 миллиардов рублей только от невзысканных штрафов. Надеемся, что дистанционный контроль существенно поможет навести порядок.
   Нынешняя презентация - уже вторая попытка Минприроды выйти на космическую орбиту. Еще два года назад руководство МПР заявляло о намерении заключить договор с Росавиакосмосом. Предполагалось, что военные спутники станут бдить за состоянием природных ресурсов в целом, а в частности, контролировать нефтедобычу. Браконьеров в этой отрасли, как известно, тоже немало. Но реализация проекта сначала забуксовала, а потом из-за отставки прежнего главы МПР Виталия Артюхова и вовсе прекратилась. Небесный мониторинг за добычей биологических ресурсов уже несколько лет пытаются наладить и российские рыбаки. Система работает, однако воровать на море меньше не стали.
   - Дистанционный контроль оправдан в европейских странах - там менталитет другой, - ехидно замечает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования МПР РФ Олег Митволь. - А у нас надо учитывать человеческий фактор - кто-то ведь эти снимки будет расшифровывать. Это все равно что заявить о том, что в Москве необходимо ввести спутниковое наблюдение за нелегалами. Так что космические карты - вещь хорошая и нужная, но инспекторскую работу на местах они не заменят.