07.12.2004  Законопроекты о комплексном природопользовании и о внесении изменений в закон об особо охраняемых территориях подготовлены ко второму чтению

   На заседании комиссии Московской городской Думы по экологической политике 6 декабря были рассмотрены два законопроекта в области охраны окружающей среды, второе чтение которых намечено на заседании Мосгордумы 8 декабря.
   Проект закона «О комплексном природопользовании» был принят в первом чтении 31 марта этого года. Как подчеркнула председатель комиссии Вера Степаненко, документ носит новаторский характер, очень сложен для восприятия, но, безусловно, необходим в целях создания благоприятной среды проживания москвичей. Поэтому не случайно депутаты проявили активность в работе над этим важным для города законопроектом, внеся 163 поправки. По словам заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Наталии Бринзы, 72 из них были полностью поддержаны редактором, часть учтена в его поправках. Изменения коснулись, в частности, названия законопроекта, его преамбулы, основных понятий, ряда статей и положений.
   Комплексное природопользование в Москве предполагает использование природного потенциала территории для осуществления хозяйственной и иной деятельности, связанной с употреблением природных ресурсов и негативным воздействием на природную территорию. Для каждой территории, с учетом ее функционального назначения, устанавливаются общие условия комплексного природопользования. На основании общих условий определяются индивидуальные условия для каждого природопользователя с учетом технических нормативов и условий квотирования допустимых воздействий на природный потенциал территории. Между всеми хозяйствующими на данной территории субъектами будут распределены квоты допустимых воздействий – количественные показатели допустимых негативных воздействий на окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов. Согласно этой схеме, появление нового природопользователя приведет к ужесточению природоохранных требований для всех предприятий и организаций, чья деятельность оказывает влияние на состояние окружающей среды, так как суммарное воздействие не должно превышать установленные показатели.
   Поддержанные редактором поправки дополняют полномочия Мосгордумы, Правительства Москвы и органов местного самоуправления в области комплексного природопользования; уточняют основания приостановления действия индивидуальных условий комплексного природопользования. В законопроекте определена ответственность за нарушение законодательства в области комплексного природопользования. Например, за нарушения в области информационного обеспечения комплексного природопользования должностных лиц будут штрафовать на сумму, равную пятидесяти МРОТ, штраф на юридических лиц составит одну тысячу МРОТ.
   На заседании комиссии были также рассмотрены поправки к проекту закона о внесении изменений в действующий с 2001 года закон города об особо охраняемых природных территориях в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством. В августе этого года был принят федеральный закон, перераспределивший полномочия между органами государственной власти Федерации ее субъектов и органов местного самоуправления. В частности, субъекты РФ с 1 января будущего года лишаются полномочий в области проведения экологической экспертизы. В связи с этим из городского закона исключена соответствующая статья об экологической экспертизе, а статья о государственном контроле за состоянием особо охраняемых природных территорий представлена в новой редакции. В ней установлено, что этими полномочиями обладают специально уполномоченный орган Правительства Москвы, орган исполнительной власти города, обеспечивающий реализацию государственного регулирования градостроительной и архитектурной деятельности, органы государственной земельной инспекции и органы внутренних дел в пределах их компетенции.
   Обсудив представленные документы, комиссия решила, что оба законопроекта готовы к рассмотрению Думой во втором чтении.