27.10.2004  Мосгордума: комиссия по предпринимательству рассмотрела вопросы регулирования рынка моторного топлива

   Во вторник на заседании комиссии по предпринимательству Мосгордумы рассматривался проект закона г.Москвы «О внесении дополнений в закон города Москвы от 16.07 2003 года № 51 «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы».
   По предложению Департамента транспорта и связи города Москвы в закон вносятся дополнительные статьи, касающиеся нарушений правил розничной торговли моторного топлива. С основным докладом выступил заместитель руководителя Департамента Валерий Антюфеев. Он сообщил о том, что в связи с тем, что действующая с 1997 года в Москве система контроля качества топлива изменилась, полноценная защита прав потребителей топлива осуществляться не может. Объясняя причины такого положения дел, он заметил, что с 2003 года деятельность по розничной реализации нефтепродуктов исключена из перечня лицензированных видов деятельности. В результате Московская транспортная инспекция потеряла право контроля качества топлива на АЗС Москвы как основного лицензионного требования. По словам В.Антюфеева, прежняя система госконтроля позволила снизить на московском рынке долю некачественного топлива с 23% до 7%. После вступления в силу федерального закона № 184 «О техническом регулировании», Госторгинспекция (которая могла бы осуществлять госконтроль по статьям 14.4 и 14.5 КоАП), практически лишена такой возможности. В соответствии с законом «О техническом регулировании», «государство не имеет право нормировать, а тем более контролировать потребительские показатели товаров», сказал он. «Например, статью 14.5 КоАП «О нарушении продажи отдельных видов товаров» (после вступления в силу закона) применить нельзя, потому что правила продажи топлива на федеральном уровне не установлены», - сказал В.Антюфеев.
   Законом "О техническом регулировании" также установлено, что госконтроль на потребительском рынке может осуществляться только "в рамках предупреждения действий вводящих в заблуждение потребителя". Но в КоАП, например, статья, предусматривающая ответственность за обман потребителя не может быть применена к недобросовестным владельцам АЗС. «Уникальность топлива как товара состоит в том, что оно продается в разлив: без указания изготовителя, поставщика, октанового числа и других потребительских характеристик, - сказал он. - Продавая бензин с водой, владелец юридически не обманывает покупателя, так как он и не утверждал, что топливо без воды».
   По словам В.Антюфеева, в результате правовой незащищенности число фактов обмана потребителей в 2003 году существенно возросло. В третьем квартале 2003 года было проверено 140 АЗС, на 16 АЗС (12%) были установлены факты реализации топлива не соответствующие заявленным характеристикам, а еще на 26 АЗС инспекторы просто не были допущены. В четвертом квартале 2003 года были проверены проверки 35 АЗС, на 9 из них были установлены факты реализации топлива, не соответствующие сопроводительной документации. «Обманутые покупатели пытаются найти защиту в правительстве Москвы, их трудно успокоить, ссылаясь на несовершенство федерального законодательства», - заметил В.Антюфеев.
   По его мнению, в сложившейся ситуации наиболее эффективной и юридически обоснованной мерой станет предоставление возможности защиты прав потребителей топлива на уровне субъектов федерации. В июле этого года было принято постановление правительства Москвы «Об утверждении правил розничной продажи моторного топлива», в которых конкретизирован перечень основных свойств моторного топлива, обязательных к предоставлению покупателям на АЗС. По мнению В.Антюфеева, правила останутся декларацией и не смогут улучшить ситуацию на топливном рынке города по защите прав потребителя, если не «определить состав административного правонарушения, не установить административную ответственность, не определить учреждение, которому будет поручен госконтроль». В проекте закона, по словам В.Антюфеева, все эти вопросы отражены, кроме того, принятие закона и соответствующих нормативных актов не противоречит федеральному законодательству, а «вводит госконтроль деятельности АЗС на потребительском рынке силами московских структур». Штрафы, предусмотренные за нарушение закона, будут поступать в городской бюджет. «В Москве реализуется примерно 4 млн 200 тысяч тонн топлива в год. От его качества напрямую зависит экология города», - сказал он в заключение.
   В ходе заседания экспертами и депутатами были высказаны различные предложения и замечания. Например, по мнению представителей Московской прокуратуры и государственного правового управления Аппарата Мосгордумы, проект закона не вполне соответствует требованиям федерального законодательства. В ходе дискуссии присутствовавшие пришли к общему мнению, что правила реализации моторного топлива в г.Москве могут применяться до тех пор, пока федеральное законодательство по этому вопросу не будет урегулировано.
   Депутат Александр Тарнавский в своем выступлении заметил, что учитывая факты резкого увеличения числа продаж (как минимум в четыре раза) некачественного топлива после отмены лицензирования розничной продажи нефтепродуктов, принятие закона является крайне полезным делом для наведения порядка в этой сфере. «Я буду докладывать этот вопрос на заседании Мосгордумы и попрошу депутатов обратить внимание на вопросы практической целесообразности (принятия закона), юридические и правовые вопросы. Все возражения и замечания присутствующих на заседании комиссии представителей структур должны быть сняты», - подчеркнул А.Тарнавский. В итоге заседания комиссии депутаты приняли решение рекомендовать проект закона к рассмотрению в первом чтении.